Индексы потребительских цен по Республике Марий Эл
В сентябре 2009г. индекс потребительских цен (ИПЦ) по Республике Марий Эл составил 100,1%, за период с начала года – 108,1% (в сентябре 2008г. - 100,6%, за период с начала года – 110,9%).
Изменение потребительских цен по группам товаров и услуг приведено ниже:
в процентах
К предыдущему месяцу
Сентябрь 2009
к декабрю 2008
Справочно:
сентябрь 2008
к декабрю 2007
август 2009
сентябрь 2009
Индекс потребительских цен
100.1
100.1
108.1
110.9
в том числе на:
Товары
100.2
100.0
107.6
109.8
продовольственные
99.8
99.5
106.4
112.5
из них:
без плодоовощной продукции
100.9
100.7
106.7
113.5
непродовольственные
100.5
100.5
108.7
106.8
Платные услуги населению
99.9
100.4
109.9
114.9
В сентябре 2009г. темпы роста потребительских цен сохранились на уровне августовских. Как и августе, основное влияние при формировании ИПЦ оказывало сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию, включая картофель. Без учета овощей, картофеля и фруктов цены на все товары и платные услуги выросли на 0,6%.
За период с начала года цены на товары и услуги на потребительском рынке республики повысились на 8,1%, что на 2,8 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период 2008г..
На розничных рынках в августе 2009г. уровень потребительских цен на товары в среднем повысился на 0,8% (за период с начала года – на 5,7%). В том числе индекс цен на продовольственные товары составил 100,2% (с начала года – 106,3%), на непродовольственные товары – 101,2% (с начала года – 105,3%).
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер, в сентябре 2009г. составил 100,7% (за период с начала года – 107%).
Сводный индекс потребительских цен и базовый индекс потребительских цен
(конец периода к декабрю предыдущего года; в процентах)
В сентябре по сравнению с августом ускорилось снижение цен на продовольственные товары на 0,3 процентных пункта. Индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 99,5%, в том числе продукты питания в среднем подешевели на 0,8%, а алкогольные напитки - подорожали на 0,8%.
Изменения потребительских цен в августе 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем на основные группы продуктов питания, в процентах, приведены на графике ниже:
В сентябре наибольшее снижение цен отмечалось на плодоовощную продукцию, включая картофель, на 13,4%, что обусловлено насыщением потребительского рынка продукцией урожая текущего года. В группе овощей морковь подешевела на 26,7%, свекла – на 25,9%, капуста – на 25%, а чеснок подорожал на 13,1%.Диапазон изменения цен на фрукты и цитрусовые составил от снижения на 14% на виноград до роста на 10,7% на бананы.
Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров наибольшее снижение цен наблюдалось на рыбу замороженную (кроме лососевых пород) на 2,9% -5,9%, муку - на 2%, макаронные изделия – 1,9%, масло подсолнечное, консервы овощные - на 1,2%.
Цены на хлеб остались без изменения, а на молоко питьевое снизились в среднем на 0,5%.
Продолжился рост цен на сахар, который в сентябре подорожал на 12,5% и мед пчелиный натуральный на 4,9%.
Кроме этого заметное увеличение цен зарегистрировано на рыбу живую и охлажденную на 6,5%, масло сливочное – на 2,4%, мороженое – на 1,5%, кур (кроме куриных окорочков), безалкогольные напитки – на 1,3%.
Изменение цен в группе алкогольных напитков отмечалось от снижения цен на водку и коньяк на 0,2% - 0,3% до роста цен на вина виноградные на 2,2%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Республике Марий Эл в конце сентября 2009г. составила 1887,53 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом августа 2009г. его стоимость снизилась на 6%, а по сравнению с декабрем 2008г. – повысилась на 3,2%.
Среди наблюдаемы непродовольственных товаров ускорился рост цен на обувь домашнюю для взрослых, стеклянную посуду, (103,5%), обувь резиновую (102,2%), ткани (101,9%), колготки женские, меха и меховые изделия (101,7), обувь женскую (101,6%) и детскую (101,3%), женскую одежду (101,3%).
Продолжился ускоренный рост цен на компьютеры (102,4%), нефтепродукты (1,1%, в том числе бензин автомобильный подорожал на 1,6%, а дизельное топливо подешевело на 4,6%).
Наибольшее снижение цен зарегистрировано на уголь на 4,2%, средства сотовой связи – на 3,2%, фотоаппараты – на 2,3%, перевязочные материалы – на 2%, товары садоводства – на 1,4%.
Продолжилось снижение цен на медикаменты на 1,1% и из них на большинство наблюдаемых видов цены снизились на 0,1% - 8,1%. Вместе с тем ацетилсалициловая кислота (аспирин отечественный) подорожал на 4,1%, метамизол натрия (анальгин отечественный) – на 4%, индапамид – на 1,8%, поливитамины без минералов отечественные – на 1%.
Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров представлены в таблице ниже:
в процентах
К предыдущему месяцу
Сентябрь 2009
к декабрю 2008
Справочно:
сентябрь 2008
к декабрю 2007
август 2009
сентябрь 2009
Ткани
100.1
101.9
114.7
102.7
Одежда и белье
100.9
101.0
108.4
108.7
Трикотажные изделия
101.2
100.9
110.2
108.5
Обувь
100.5
101.0
106.9
108.3
Моющие и чистящие средства
98.6
100.6
103.0
109.7
Табачные изделия
100.3
99.4
120.7
110.6
Мебель
100.0
100.1
102.4
104.5
Электротовары и другие бытовые приборы
100.4
100.5
110.2
102.9
Телерадиотовары
99.3
100.1
103.6
100.6
Строительные материалы
100.0
100.3
98.8
109.3
Бензин автомобильный
103.1
101.6
111.8
120.3
Медикаменты
98.4
98.9
117.2
111.0
В сентябре по сравнению с августом 2009г. ускорился рост цен (тарифов) на платные услуги населению.
Значительно подорожали услуги организаций культуры (в том числе посещение театра стало дороже на 26,7%, а кинотеатра – дешевле на 3,4%), услуги образования на 8,2% (из них стоимость обучения в высших учебных заведениях повысилась на 12,2%, в средних учебных заведениях – на 5,5%), услуги страхования на 4,7% (из них страхование автомобиля подорожало на 6,5%).
Также заметно подросли цены на отдельные виды услуг: аренда квартиры стала дороже на 2,9%, услуги бань и душевых – на 2,6%, услуги физкультуры и спорта – на 1%.
Наибольшее снижение цен (тарифов) наблюдалось на услуги железнодорожного транспорта на 8,8%, услуги в сфере туризма – на 2,1% (в том числе внутреннего – на 1,5%, зарубежного – на 5,5%.
Индексы цен на отдельные группы платных услуг населению представлены в таблице ниже:
в процентах
К предыдущему месяцу
Сентябрь 2009
декабрю 2008
Справочно:
сентябрь 2008
к декабрю 2007
август 2009
сентябрь 2009
Бытовые услуги
100.4
100.1
103.9
124.3
Услуги пассажирского транспорта
100.0
98.3
93.4
113.5
Услуги связи
100.0
100.0
103.6
99.8
Жилищно-коммунальные услуги
99.8
100.2
120.5
118.6
Услуги образования
100.0
108.2
105.1
108.8
Услуги организаций культуры
98.6
110.7
113.5
106.2
Медицинские
100.0
100.0
114.3
119.8
Санаторно-оздоровительные услуги
100.0
100.0
114.1
115.5